Примерные задания по учебному предмету «Этика» для самостоятельного изучения

 

для учащихся 2-3 классов

 

1. Делу время – потехе час

Задачи: учимся рационально использовать своё и чужое время; воспитываем неприятие пустого времяпровождения, самостоятельность, учимся организовывать свой день.

Задание:

а) придумать короткий рассказ по данной пословице, проанализировать рассказ;

б) русский народ очень мудрый и придумал много пословиц, в том числе и о времени. Давайте попробуем «собрать» пословицы о времени за 1 минуту. Вы должны соединить словосочетания с помощью стрелочек:

Время – не деньги, потеряешь час, день да ночь, потеряешь – не найдёшь, упустишь минуту, время бережёт, порядок, сутки прочь.

  • Подумай в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение – Делу время – потехе час.
  • Подумай в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение – Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
  • Подумай в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение – Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Подумай в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение – Не рой другому яму – сам в неё попадёшь.
  • Подумай в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение – Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Рекомендовано: Прочитать сказку Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» или просмотр фильма с одноименным названием.

 

 

2. Как исправить настроение?

Задачи: формируем этические нормы уместного применения смеха в коллективе развиваем чувство юмора. Умение чувствовать настроение окружающих, воспитываем доброжелательность к людям.

Задание:

а) «Исключи лишнее»

Исключите лишнее, на ваш взгляд, понятие. Объясните, почему:

комплимент, подарок, солнечная погода, канун каникул, новая игрушка, хорошая отметка, награждение грамотой, заболевание, победа в конкурсе, объявление о предстоящем походе.

б) Соедините стрелками ситуации и чувства, которые обычно испытывает при этом человек:

ученик хорошо выучил стихотворение, но у доски растерялся, получил оценку ниже, чем планировал;

папу наградили премией за хорошую работу;

ребенок боится спать без света; ребенок увидел град размером с куриное яйцо; 

отличник получил пятерку;    

пассажир отстал от поезда;    

ушел из жизни близкий человек;

мальчик давно мечтал о радиоуправляемой машине и вдруг увидел такую же у своего товарища.

 

страх, ужас; обида, досада; радость; гордость; удивление; горе, боль; отчаяние; зависть.

 

в) возьмите цветные карандаши и с их помощью на листочке слева покажите цвета дурного настроения, а справа — цвета веселого, бодрого настроения.

г) поиграем со словом НАСТРОЕНИЕ. Составьте как можно больше слов — существительных в именительном падеже — из букв данного слова.

Примеры: рис, тир, …….

Давайте вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – залог хорошего настроения. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Как светло стало от ваших улыбок!

 

 

3. Я – часть природы

Задачи: человек – часть природы, заботливое бережное отношение к окружающей среде, умение ценить красоту природу, понимать ее, заботиться о ней.

1). Скажите о чём это стихотворение:

Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу

Тот не любит отчизну свою.

 

– Почему нужно любить природу?

– Так кем же должен быть человек: сыном природы или её покорителем?

– Давайте свами отправимся в лес. Послушаем голоса лесных обитателей, которые вам знакомы. Узнайте их!

– Каких лесных птиц вы знаете?

– Каких птиц часто встречаете в городе?

– Назовите зверей – обитателей леса.

– Каких насекомых вы встречали, гуляя в лесу?

 

2). Очень богат животный мир леса. Каждый обитатель живёт в ней своей жизнью, у каждого свои заботы. Замечали ли вы высокие холмики из сосновых и еловых иголок, которые чаще всего расположены под деревьями? Кто их строит?

Гуляя с родителями в лесу, Света и Алёша увидели большой муравейник.

– Давай посмотрим, что внутри домика, – предложил Алёша.

– Давай, – с интересом ответила Света.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала:

– Если муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что …

– Что сказали бы муравьи?

Я надеюсь, что в лесу вы будите вести себя как воспитанные люди. Вы никого не потревожите, никому не помешаете, а лес оплатит вам за доброту грибами, ягодами, а самым внимательным подарит осенью веточку с шишками и красивый букет из листьев.

 

3). Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчики решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что заасфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава и цветы. “Как же быть? – задумались мальчики. – Можно ли здесь кататься”?

Что вы посоветуете мальчикам?

 

4). Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алёша вышел в коридор. Во время урока в школе было тихо. Алёша быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран, и большая струя воды текла в раковину, а брызги летели во все стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось – кран не закрывался. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс.

Правильно ли поступил Алёша?

 

5). Человек тесно связан с природой. Более того, в организме человека и растений происходят похожие процессы.

Ребята, приходилось ли вам поранить палец? Что вы видели при этом?

 

Посмотрите на свои руки и найдите на них вены. По нашим венам движется кровь, а помогает ей двигаться сердце. Приложите руку к груди и послушайте, как бьётся ваше сердце.

У деревьев тоже есть что – то вроде крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь у человека. Сок похож на кровь, правда, он не красный, но помогает дереву расти, быть здоровым.

Приходилось вам наблюдать весенний сбор сока?

Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? А с деревом?

Нельзя забирать у дерева весь сок: оно может погибнуть!

Ребята, как вы считаете, похожи ли люди на деревья?

(Руки похожи на ветви, туловище на ствол, ноги – на корень, большие деревья похожи на высоких людей и т.п.)

 

Очень много загадок у природы: не хватит всей жизни, чтобы разгадать. Много можно узнать в лесу, если сидеть тихо и смотреть зорко, а если посидеть подольше и посмотреть позорче – не то ещё увидишь. Ведь кругом нас такие удивительные тайны и чудеса.

Я предлагаю вам отгадать загадки:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тыс. наименований: пищевые продукты, витамины, строительные материалы, сырьё для химии, корм для скота, лекарственные продукты, лечебный воздух… Все леса земного шара производят около 40 трлн. кислорода в год.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту – в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Дерево обогащает воздух кислородом.

Она весну встречает,

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице в полоску

Ты узнаёшь …

Берёза даёт много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая берёза, повреждённая топором, может потерять а весну до200 л сока.

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч,

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок.

Дубы достигают 40–50 м высоты, 100–150 см в обхвате. Живут 500–1000 лет.

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Зимой рябина кормит птиц. Полезны её поды и для человека.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела.

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

Лесная красавица с древних времён лечит людей.

 

Молодцы! Если вы разгадали не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, разнообразные путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров; 97 % лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5–7 лет.

Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более двух лет, консервная банка – до 100 лет, полиэтиленовый пакет – более двухсот лет, более 1000 лет.

Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Будем беречь, и любить всё живое. Запомните, что вы тоже частица природы. Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни муравья. Не обижайте друг друга.

Как поступишь ты?

Тест по правилам поведения в природе:

1. В лес с собой надо брать:

-компас

s1200__2_.jpg

-глобус

2. Костёр надо разводить:

-на поляне

-под деревом

3. Ветки для костра надо:    

-ломать с живых деревьев

-подбирать с земли

4. Прежде чем уйти, костёр надо

-залить водой

-засыпать торфом

5. Мусор надо:

-взять с собой

-оставить в лесу

6. Что не разлагается в почве:

-полиэтилен

-бумага

-угли

7. Грибы надо есть:

-жареными

-сырыми

8. Увидев ежика, надо:

-взять его домой

-пройти мимо

9. Как собирать в лесу ягоды:

-срывать веточки с большим количеством ягод

-рвать по одной только спелые ягоды

10. Увидев гнездо в траве, надо:

-пройти мимо

-поглажу, покормлю птенцов

11. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо:

-съесть их

-не трогать

12. В лесу надо:

-слушать громкую музыку

-вести себя тихо и сдержанно

 

Всё живое мы сможем сохранить, если будем соблюдать правила поведения в лесу!

Новости

Все о прошедших и будущих мероприятиях и наших планах

Фотоотчет

Здесь вы сможете ознакомится с фотоотчетами о прошедших мероприятиях

Наши работы

Лучшие работы наших учеников