Примерные задания по учебному предмету «Этика» для самостоятельного изучения
для учащихся 2-3 классов
1. Делу время – потехе час
Задачи: учимся рационально использовать своё и чужое время; воспитываем неприятие пустого времяпровождения, самостоятельность, учимся организовывать свой день.
Задание:
а) придумать короткий рассказ по данной пословице, проанализировать рассказ;
б) русский народ очень мудрый и придумал много пословиц, в том числе и о времени. Давайте попробуем «собрать» пословицы о времени за 1 минуту. Вы должны соединить словосочетания с помощью стрелочек:
Время – не деньги, потеряешь час, день да ночь, потеряешь – не найдёшь, упустишь минуту, время бережёт, порядок, сутки прочь.
- Подумай в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение – Делу время – потехе час.
- Подумай в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение – Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
- Подумай в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение – Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Подумай в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение – Не рой другому яму – сам в неё попадёшь.
- Подумай в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение – Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Рекомендовано: Прочитать сказку Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» или просмотр фильма с одноименным названием.
2. Как исправить настроение?
Задачи: формируем этические нормы уместного применения смеха в коллективе развиваем чувство юмора. Умение чувствовать настроение окружающих, воспитываем доброжелательность к людям.
Задание:
а) «Исключи лишнее»
Исключите лишнее, на ваш взгляд, понятие. Объясните, почему:
комплимент, подарок, солнечная погода, канун каникул, новая игрушка, хорошая отметка, награждение грамотой, заболевание, победа в конкурсе, объявление о предстоящем походе.
б) Соедините стрелками ситуации и чувства, которые обычно испытывает при этом человек:
ученик хорошо выучил стихотворение, но у доски растерялся, получил оценку ниже, чем планировал;
папу наградили премией за хорошую работу;
ребенок боится спать без света; ребенок увидел град размером с куриное яйцо;
отличник получил пятерку;
пассажир отстал от поезда;
ушел из жизни близкий человек;
мальчик давно мечтал о радиоуправляемой машине и вдруг увидел такую же у своего товарища.
страх, ужас; обида, досада; радость; гордость; удивление; горе, боль; отчаяние; зависть.
в) возьмите цветные карандаши и с их помощью на листочке слева покажите цвета дурного настроения, а справа — цвета веселого, бодрого настроения.
г) поиграем со словом НАСТРОЕНИЕ. Составьте как можно больше слов — существительных в именительном падеже — из букв данного слова.
Примеры: рис, тир, …….
Давайте вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – залог хорошего настроения. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Как светло стало от ваших улыбок!
3. Я – часть природы
Задачи: человек – часть природы, заботливое бережное отношение к окружающей среде, умение ценить красоту природу, понимать ее, заботиться о ней.
1). Скажите о чём это стихотворение:
Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу
Тот не любит отчизну свою.
– Почему нужно любить природу?
– Так кем же должен быть человек: сыном природы или её покорителем?
– Давайте свами отправимся в лес. Послушаем голоса лесных обитателей, которые вам знакомы. Узнайте их!
– Каких лесных птиц вы знаете?
– Каких птиц часто встречаете в городе?
– Назовите зверей – обитателей леса.
– Каких насекомых вы встречали, гуляя в лесу?
2). Очень богат животный мир леса. Каждый обитатель живёт в ней своей жизнью, у каждого свои заботы. Замечали ли вы высокие холмики из сосновых и еловых иголок, которые чаще всего расположены под деревьями? Кто их строит?
Гуляя с родителями в лесу, Света и Алёша увидели большой муравейник.
– Давай посмотрим, что внутри домика, – предложил Алёша.
– Давай, – с интересом ответила Света.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала:
– Если муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что …
– Что сказали бы муравьи?
Я надеюсь, что в лесу вы будите вести себя как воспитанные люди. Вы никого не потревожите, никому не помешаете, а лес оплатит вам за доброту грибами, ягодами, а самым внимательным подарит осенью веточку с шишками и красивый букет из листьев.
3). Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчики решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что заасфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава и цветы. “Как же быть? – задумались мальчики. – Можно ли здесь кататься”?
Что вы посоветуете мальчикам?
4). Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алёша вышел в коридор. Во время урока в школе было тихо. Алёша быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран, и большая струя воды текла в раковину, а брызги летели во все стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось – кран не закрывался. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс.
Правильно ли поступил Алёша?
5). Человек тесно связан с природой. Более того, в организме человека и растений происходят похожие процессы.
Ребята, приходилось ли вам поранить палец? Что вы видели при этом?
Посмотрите на свои руки и найдите на них вены. По нашим венам движется кровь, а помогает ей двигаться сердце. Приложите руку к груди и послушайте, как бьётся ваше сердце.
У деревьев тоже есть что – то вроде крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь у человека. Сок похож на кровь, правда, он не красный, но помогает дереву расти, быть здоровым.
Приходилось вам наблюдать весенний сбор сока?
Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? А с деревом?
Нельзя забирать у дерева весь сок: оно может погибнуть!
Ребята, как вы считаете, похожи ли люди на деревья?
(Руки похожи на ветви, туловище на ствол, ноги – на корень, большие деревья похожи на высоких людей и т.п.)
Очень много загадок у природы: не хватит всей жизни, чтобы разгадать. Много можно узнать в лесу, если сидеть тихо и смотреть зорко, а если посидеть подольше и посмотреть позорче – не то ещё увидишь. Ведь кругом нас такие удивительные тайны и чудеса.
Я предлагаю вам отгадать загадки:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тыс. наименований: пищевые продукты, витамины, строительные материалы, сырьё для химии, корм для скота, лекарственные продукты, лечебный воздух… Все леса земного шара производят около 40 трлн. кислорода в год.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту – в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Дерево обогащает воздух кислородом.
Она весну встречает,
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице в полоску
Ты узнаёшь …
Берёза даёт много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая берёза, повреждённая топором, может потерять а весну до200 л сока.
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок.
Дубы достигают 40–50 м высоты, 100–150 см в обхвате. Живут 500–1000 лет.
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Зимой рябина кормит птиц. Полезны её поды и для человека.
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела.
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
Лесная красавица с древних времён лечит людей.
Молодцы! Если вы разгадали не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, разнообразные путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров; 97 % лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5–7 лет.
Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более двух лет, консервная банка – до 100 лет, полиэтиленовый пакет – более двухсот лет, более 1000 лет.
Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту земли.
Будем беречь, и любить всё живое. Запомните, что вы тоже частица природы. Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни муравья. Не обижайте друг друга.
Как поступишь ты?
Тест по правилам поведения в природе:
1. В лес с собой надо брать:
-компас
-глобус
2. Костёр надо разводить:
-на поляне
-под деревом
3. Ветки для костра надо:
-ломать с живых деревьев
-подбирать с земли
4. Прежде чем уйти, костёр надо
-залить водой
-засыпать торфом
5. Мусор надо:
-взять с собой
-оставить в лесу
6. Что не разлагается в почве:
-полиэтилен
-бумага
-угли
7. Грибы надо есть:
-жареными
-сырыми
8. Увидев ежика, надо:
-взять его домой
-пройти мимо
9. Как собирать в лесу ягоды:
-срывать веточки с большим количеством ягод
-рвать по одной только спелые ягоды
10. Увидев гнездо в траве, надо:
-пройти мимо
-поглажу, покормлю птенцов
11. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо:
-съесть их
-не трогать
12. В лесу надо:
-слушать громкую музыку
-вести себя тихо и сдержанно
Всё живое мы сможем сохранить, если будем соблюдать правила поведения в лесу!